Авторская колонка Вадима Аверьянова
5 и 6 марта на автовокзале Екатеринбурга представители общественного движения «За национальный парк Денежкин камень» раздавали газету «Наши горы» всем пассажирам, отправляющимся в Североуральск и Ивдель. В небольшой газете на четырёх страницах в очень доступной и популярной форме лидеры движения рассказали о своих целях и задачах, разъяснили что национальный парк такая же особо охраняемая природная территория, как и заповедник, но, в котором есть тропы для развития контролируемого экологического туризма. Причём согласно закона, туристы туда могут попадать сугубо за деньги, которые будут пополнять счёт нацпарка и направляться на развитие природной территории и её охрану.
А вокруг нацпарка будет расти инфраструктура, как это и принято во всём мире. Дорогих экологических туристов нужно «привезти, накормить, искупать, спать уложить», а потом уж можно и на тропу вести. Это целая индустрия гостеприимства, которая кормит в мире целые города и страны. Почему бы не последовать их примеру?
Как зампредседателя общества «Защиты Природы» я присоединился к волонтёрам и два дня с утра до вечера провожал все автобусы, идущие на север Свердловской области. Волонтёры роздали в руки более трёхсот газет. В основном люди брали газеты в дорогу с удовольствием. Но встречались и такие (семь-восемь человек за два дня), которые отнеслись к волонтёрам враждебно, с нескрываемой ненавистью.
Одна женщина просто орала в голос: «Не надо нам никаких туристов, они всё – [закакают]!». Когда я напомнил ей, что экологические туристы ходят по тропам только в сопровождении инспектора и экскурсовода и не могут там гадить априори, в силу своего эко-воспитания, а [закакивают] там как раз местные жители, она это тут же громко подтвердила: «Да! Это наш лес! Что хотим там, то и делаем! Мы туда за грибами ходим, ягоды собираем! Не надо нам никаких туристов!».
Другой — суровый мужчина лет 65 — на мой вопрос, почему он не хочет взять в дорогу – почитать газету про нацпарк «Денежкин камень», ответил: «Да я всё и так там знаю! Не нужны нам там никакие туристы!». После непродолжительного откровенного разговора мужчина признался, что регулярно там рыбачит и боится конкуренции.
Третий – молодой человек – стал рассказывать, что заповедник хотят сделать нацпарком, чтобы начать строить там карьер))) Я засмеялся и откровенно спросил его: «[Скандального местечкового депутата-фрика] Ильина насмотрелся?». Он с улыбкой ответил: «Да…». Тогда я рассказал ему про то, что на особо охраняемой природной территории, каковой является нацпарк, не то что карьер – сарай построить нельзя. А в нашем конкретном случае эта природная территория ещё и увеличивается, потому что зона рекреации будет не выделяться из неё, а по предложению губернатора, прирезаться к ней извне. После короткой беседы человек газету взял и пообещал разобраться в вопросе, а не пользоваться слухами.
По итогам нескольких десятков бесед с североуральцами могу уверенно сделать вывод: против нацпарка выступают три категории:
— сотрудники заповедника, члены их семей и друзья (их устраивает нынешнее положение, когда можно получать деньги из бюджета не напрягаясь);
— собиратели лесных даров (грибники, ягодники, шишкари);
— рыбаки и охотники;
Ещё одна особенность меня удивила: почти все пассажиры, с которыми мне удалось переговорить в эти два дня, не то чтобы не скрывали, а гордились, что были на Денежкином камне. Причём, не по разу.
Все эти факты ещё раз подтвердили общеизвестный тезис о том, что Денежкин камень по факту никогда не был заповедником, а всегда был нелегальным национальным парком для местных и своих.
Мои диалоги с североуральцами заканчивались всегда стандартно:
— Ну вот, вы были на Денежкином камне, и я хочу! И другие хотят! Высоцкого помните: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал!». При соответствующей рекламе, которая по сути, благодаря дискуссии о нацпарке, уже вовсю идёт, к вам поедут люди со всей России, со всего мира, и будут оставлять деньги на вашей территории: за транспорт, за еду, за ночлег…Вы, ваши соседи, ваши дети будете зарабатывать.
Абсолютное большинство собеседников со мной соглашалось.
Аналогичные результаты по итогам бесед в ходе распространения газеты в Североуральском городском округе получили все волонтёры движения «Наши горы».
Фото: Вадим Аверьянов