Квинтэссенция проблемы «Денежкиного камня» и её решения

Выделение денег заповеднику «Денежкин камень» идет из федерального бюджета, потому что заповедник — Федеральное государственное бюджетное учреждение.

Национальный парк — тоже.

Но бюджет ограничен и его не хватает даже на адекватную охрану, не говоря уже о развитии экологического туризма.

Кроме того, в бюджетных учреждениях часто не хватает компетентных в развитии бизнеса специалистов (но в некоторых заповедниках и нацпарках они есть — как, например, в Оренбурге и Башкирии).

Чтобы расшить эти проблемы, Законодатель прямо разрешил оказание платных услуг в рамках экотуризма — причем, не только в Нацпарках, но и в заповедниках.

 

Скриншот из системы «Консультант плюс». Законодатель прямо разрешил развивать экологический (познавательный) туризм в заповедниках, причем на платной основе

 

А для того, чтобы два разных мира — частный и федеральный бюджетный — состыковались, Законодатель разрешил также государственно-частное партнёрство.

 

Скриншот из системы «Консультант плюс». В 2015 году Законодатель создал инструмент для организации государственно-частного партнерства в России

 

 

Далее пошел и развивается процесс создания кластеров вокруг Особо охраняемых природных территорий (ООПТ), к которым относятся как заповедники, так и национальные парки. Включающих в себя как территорию самого ООПТ, так и прилегающую.

Те, кто умеет работать в этих, современных, условиях, стали показывать результаты. И это очень осязаемые результаты.

 

Скриншот из журнала «Профиль», со страницы https://profile.ru/lifestyle/travels/pyat-tysyach-kilometrov-ekzotiki-150991/ Материал о развитии экологического туризам в заповедниках Оренбуржья

 

 


Скриншоты пользователей социальной сети Инстаграм о национальном парке Таганай

 

Развитие идет, примерно как и в супермаркетах, по уже давно обкатанной за рубежом технологии. Это позволяет сразу делать правильно, что экономит время.

Руководство «Денежкиного камня» на это реагировало печалью.

В частности, муж-подчинённый директора Квашниной Константин Возьмитель последовательно сообщал, что число противников экотуризма стремительно сокращается из года в год.

При этом он, я бы сказал, временами глумился над теми, кто экотуризм развивает. Он их осуждал — несмотря на государственное одобрение экотуризма.

 

Скриншот из блога мужа-подчиненного директора заповедника «Денежкин камень» Анны Квашниной Константина Возьмителя. Еще в 2013 году он осуждал сторонников экологического туризма, который является приоритетом для Президента России и Министерства Природных ресурсов, которое платит Квашниной и Возьмителю зарплату

 

Скриншот из Фейсбука мужа-подчиненного директора заповедника «Денежкин камень» Анны Квашниной Константина Возьмителя. В 2019 году он так и продолжает осуждать сторонников экологического туризма, который является приоритетом для Президента России и Министерства Природных ресурсов, которое платит Квашниной и Возьмителю зарплату

 

 

Скриншот из североуральского СМИ «Наше слово». Анна Квашнина, как и Константин Возьмитель, последовательно и давно выступала против развития экологического туризма. Неудивительно, что сегодня «Денежкин камень» выглядит застывшим в состоянии 20-летней давности, по сравнению с теми заповедниками и национальными парками, которые полноценно развивают экологический туризм. Тем более, что и президент России Путин, и министр Природных ресурсов и экологии Кобылкин требуют экологический туризм развивать. Причем на основе государственно-частного партнерства — что априори требует от руководителя заповедника, либо национального парка активности в данном вопросе

 

Итог мы видим: «Денежкин камень» внебюджетное финансирование практически не привлекает. Развития нет, а на фоне тех, кто развивается, это выглядит наиболее ярко.

Адекватно охранять территорию они также не могут — для этого в рамках бюджета нет средств на достаточных по количеству и качеству людей и технику.

Решение проблемы тоже понятно: привлекать внебюджетные средства, а не выдумывать отговорки про отсутствие инфраструктуры и про «границу на замке», якобы.

Можно ли это сделать в рамках заповедника? Да, можно, но это сложнее, чем в рамках Нацпарка. В принципе, люди делают. Но не те, кто руководит «Денежкиным камнем».

Проще ли это сделать в рамках Нацпарка? Да, проще. потому что в Национальном парке территория чётко разделяется на зоны — прежде всего, на зону полностью заповедную и такую зону, где возможен жёстко регламентированный экологический (познавательный) туризм, основанный на расчетах допустимой нагрузки на природу. Есть там и рекреационная зона — где можно строить гостиницы, кафе, магазины. Причем специфика «Денежкиного камня» такова, что рекреационную зону можно вынести на прилегающую к заповеднику территорию. И местная Администрация, независимо от того, кто её в конкретный момент возглавляет, пойдёт на это с радостью — потому что, это создание рабочих мест и въездного туризма, т.е. развитие территории муниципалитета.

Скриншот из системы «Консультант плюс». Законодатель распорядился чётко выделить зоны разного режима в Национальных парках. Там есть, как заповедная зона, так и зона, где разрешен (и более того — обязателен) экологический (познавательный) туризм. Есть там и рекреационная зона, которая в «Денежкином камне» может быт вынесена за пределы Национального парка, т.к. там это позволяет сделать территория. Для этого нужно всего лишь грамотно составить договор с Администрацией, которая очень заинтересована в подобном развитии.

 

Построят ли коттеджи в рамках нацпарка, по сравнению с режимом заповедника? Будет ли охраняться в Нацпарке природа?

Нет, коттеджи не построят и природа охраняться будет.
Потому что, закон тот же самый, он охраняет режим в ООПТ.

Единственное, за чем нужно проследить: чтобы рекреационная зона была минимальной в границах Нацпарка. На самом деле, её можно вообще вынести за пределы Нацпарка — там места хватает. Оформляется это договором с местными властями и представляет собой чисто техническую проблему для юристов.

Могут ли всё это осуществить нынешние руководители Денежкиного камня?

Я считаю, что нет.
Они не понимают, как это работает. Они не хотят делать эту работу.
Им и так хорошо: у них стабильная зарплата, у директора ежемесячная надбавка к зарплате в размере 100% и предусмотрены премии ежеквартально.

А то, что Североуральск, близлежащие небольшие населённые пункты, Свердловская область и Россия в целом не развиваются в Североуральске — их мало волнует. Им вообще Москва деньги платит.

Если бы руководство «Денежкиного камня» было в состоянии реально развивать экотуризм, привлекая деньги частных инвесторов — это было бы просто идеально.
Но я не верю, что эти люди могут справиться с этой работой.

Напомню, что в Североуральске создается Общественное движение за создание Национального парка «Денежкин камень», на базе  неэффективно охраняемого заповедника, в который всё равно заходят толпы диких» туристов — только они делают это нелегально и бесконтрольно, причиняя вред природе.

При этом как руководитель «Денежкиного камня», так и некие личности непонятного пока статуса в социальных сетях выступают категорически против того, чтобы охрана территории «Денежкиного» камня стала эффективной, посещения — контролируемыми и безопасными для природы, а деньги за эти посещения шли в кассу государственного бюджетного учреждения.

И если позиция руководства «Денежкиного камня» объясняется гипотезой об их нежелании и неумении загружать себя дополнительной работой, пусть и оплачиваемой, то активность неустановленных пока личностей может быть продиктована стремлением сохранить теневой бизнес, связанный с нелегальной эксплуатацией территории «Денежкиного камня».

Один из тех, кто уверен, что именно защитники теневого бизнеса на «Денежкином камне» составляют ядро противников превращения неэффективно охраняемого и плохо работающего заповедника в Национальный парк, является экс-сотрудник «Денежкиного камня», житель Североуральска Геннадий Веденин. Его позиция особо интересна как раз потому, что он, наверное, может быть информирован о реалиях заповедника, не попадающих в СМИ.

Напомню, что в 2019 году Министерство Природных ресурсов сообщило на своём официальном сайте, что директор заповедника «Денежкин камень» Анна Квашнина получила выговор.
Причем материал, в котором вышестоящая организация это сообщала, назывался «В Минприроды России подведены промежуточные итоги антикоррупционных проверок в заповедниках и нацпарках. Есть выговоры, предупреждения и увольнения директоров ФГБУ».

 

Скриншот с сайта Минприроды России с информацией о выговоре Анны Квашниной, после подведения промежуточных итогов антикоррупционных проверок в заповедниках и нацпарках

http://www.intermonitor.ru/kvintessenciya-problemy-denezhkinogo-kamnya-i-eyo-resheniya/